Jan. 1st, 1971 02:02 pm
Разумный эгоизм и утилитаризм
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
На мой взгляд основная слабость этой позиции в попытке вводить "универсальные основания морали", единые для всех и каждого. Глобальную Полезность. Среднюю utility.
Ветка с моими соображениями: http://arbat.livejournal.com/662060.html?thread=33794092#t33794092
Поскольку дискуссия между двумя утилитаристами "несколько отдалилась от изначальной темы" предлагаю продолжать здесь.
Собственно, основной пункт несогласия: я полагаю, что универсальная глобальная мораль на основе утилитаризма принципиально невозможна. Моя точка зрения лучше всего иллюстрируется следующими цитатами из классики.
= = = =
-- Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчет выгоды?
-- Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, -- все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.
.....
-- Хорошо, Дмитрий Сергеич; люди -- эгоисты, так ведь? Вот вы говорили о себе, -- и я хочу поговорить о себе.
-- Так и следует; каждый думает всего больше о себе.
-- Хорошо. Посмотрим, не поймаю ли я вас на вопросах о себе.
-- Посмотрим.
-- У меня есть богатый жених. Он мне не нравится. Должна ли я принять его предложение?
-- Рассчитывайте, что для вас полезнее.
-- Что для меня полезнее! Вы знаете, я очень не богата. С одной стороны, нерасположение к человеку; с другой -- господство над ним, завидное положение в обществе, деньги, толпа поклонников.
-- Взвесьте все; что полезнее для вас, то и выбирайте.
-- И если я выберу -- богатство мужа и толпу поклонников?
-- Я скажу, что вы выбрали то, что вам казалось сообразнее с вашим интересом.
-- И что надобно будет сказать обо мне?
-- Если вы поступили хладнокровно, рассудительно обдумав, то надобно будет сказать, что вы поступили обдуманно и, вероятно, не будете жалеть о том.
-- Но будет мой выбор заслуживать порицания?
-- Люди, говорящие разные пустяки, могут говорить о нем, как им угодно; люди, имеющие правильный взгляд на жизнь, скажут, что вы поступили так, как следовало вам поступить; если вы так сделали, значит, такова была ваша личность, что нельзя вам было поступить иначе при таких обстоятельствах, они скажут, что вы поступили по необходимости вещей, что, собственно говоря, вам и не было другого выбора.
-- И никакого порицания моему поступку?
-- Кто имеет право порицать выводы из факта, когда существует факт? Ваша личность в данной обстановке -- факт; ваши поступки -- необходимые выводы из этого факта, делаемые природою вещей. Вы за них не отвечаете, а порицать их -- глупо.
-- Однако вы не отступаете от своей теории. Так я не заслужу ваше порицание, если приму предложение моего жениха?
-- Я был бы глуп, если бы стал порицать.
-- Итак, разрешение, -- быть может, даже одобрение, -- быть может, даже прямой совет поступить так, как я говорю?
-- Совет всегда один: рассчитывайте, что для вас полезно; как скоро вы следуете этому совету -- одобрение.
-- Благодарю вас. Теперь мое личное дело разрешено. Вернемся к первому, общему вопросу. Мы начали с того, что человек действует по необходимости, его действия определяются влияниями, под которыми происходят; более сильные влияния берут верх над другими; тут мы и оставили рассуждение, что когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называются выгодами, игра их в человеке -- соображением выгод, что поэтому человек всегда действует по расчету выгод. ... Но в общем вопросе остаются затруднения. Ваша книга говорит: человек действует по необходимости. Но ведь есть случаи, когда кажется, что от моего произвола зависит поступить так или иначе. Например: я играю и перевертываю страницы нот; я перевертываю их иногда левою рукою, иногда правою. Положим, теперь я перевернула правою: разве я не могла перевернуть левою? не зависит ли это от моего произвола?
-- Нет, Вера Павловна; если вы перевертываете, не думая ничего о том, какою рукою перевернуть, вы перевертываете тою рукою, которою удобнее, произвола нет; если вы подумали: "дай переверну правою рукою" -- вы перевернете под влиянием этой мысли, но эта мысль явилась не от вашего произвола; она необходимо родилась от других...
Н.Г. Чернышевский. Что делать?
= = = =
"Он посмотрел на меня с отчаянной улыбкой, от которой я похолодел. "Да,
вы можете помочь мне. Мне это крайне необходимо, иначе бы я не попросил.
Можно я попью вашей крови? Совсем чуть-чуть? Это моя пища; мне нужна человеческая кровь... Пожалуйста, поймите меня. Я не виноват, что родился вампиром. Не
повезло. У меня мало друзей. Но мне необходимо немного свежей крови каждую ночь, или я чувствую страшную боль, а если не достать ее дольше, то я не могу жить! Пожалуйста, мне будет очень плохо, - я умру - если вы не разрешите мне попить вашей крови... совсем немного, мне больше пол-литра и не надо..." Он сделал шаг вперед, облизываясь...
"Еще один шаг, и кровь обязательно будет. Мистер, если вы только прикоснетесь ко мне, вы умрете..." Я бы не убил его, но я очень хотел связать его, для начала, и уж потом продолжить наш разговор.
....
"Ричард, когда ты так яростно набросился на моего вампира, ты поступал так, как ты сам того хотел, несмотря на то, что ты думал, что это повредит кому-то. Он даже сказал тебе, что ему будет плохо, если..."
"Он собирался напиться моей крови!"
"Что мы делаем всякий раз, когда говорим людям, что нам будет плохо, если они не поступят, как мы этого хотим".
Я надолго замолчал, обдумывая все это. Мне всегда казалось, что мы свободны поступать, как пожелаем, если это не вредит кому-нибудь, но это не подходило. Чего-то не хватало.
Тебя сбивает с толку", - подсказал он, - "общепринятая трактовка, которая на самом деле невозможна. Это слова "вредит кому-нибудь". Мы сами всегда выбираем, повредит нам это или нет. Решаем мы. И никто иной. Говорил ведь тебе мой вампир, что ему будет плохо, если ты не разрешишь ему напиться кровушки. Это его решение, что ему будет плохо, это его выбор. А то, что ты делаешь по отношению к этому - есть твое решение, твой выбор: дать ему напиться твоей крови; не обращать внимания; связать его; проткнуть ему сердце осиновым колом. Если ему не понравится осиновый кол, он свободен защищаться любым способом, по своему желанию. И каждую секунду жизнь ставит тебя перед новым выбором".
"Если посмотреть на это с такой точки зрения..."
"Слушай", - сказал он, - "это очень важно. Мы все. Свободны. Поступать. Так. Как. Мы того захотим".
Р.Бах. Иллюзии.
= = = =